Владимир Платонов: «Самое главное – это люди!»
В преддверии VII МЕФТ президент МТПП высказался о прошлом, настоящем и будущем предпринимательского сообщества столицы.
– Владимир Михайлович, вы говорили, что Московская торгово-промышленная палата – это профсоюз для бизнеса. Мы привыкли, что профсоюзы нужны для отстаивания своих прав и свобод. Столичных бизнесменов кто‑то угнетает?
– Борьбой с угнетением у нас, как известно, занимаются правоохранительные органы, а задача МТПП – создавать для предпринимателей такие условия работы, при которых у них будет как можно меньше сложностей. Банально, но «чтоб не пропасть поодиночке» – вот для чего предприниматели объединяются в профсоюз.
– Но в чем же конкретно заключаются преимущества предприятий – членов МТПП перед конкурентами на рынке?
– Раньше я говорил предпринимателям: вот возникнут у вас проблемы – приходите к нам, и узнаете, для чего нужна торгово-промышленная палата. Потом я понял, что такой посыл пугает людей, они не хотят ассоциировать свою работу со словом «проблемы». Сегодня я объясняю так: когда вам приходится в поисках ответов на свои вопросы обходить множество кабинетов, то в каждом вы предстаете в роли просителя. Но если вы делаете то же самое, будучи членом МТПП, то вы уже не проситель! Вы являетесь участником важнейшего организационного процесса в государстве: вместе с ТПП, с властными структурами создаете мир, в котором ваш бизнес будет лучше развиваться. Разница огромная, согласитесь.
– Да, однако, несмотря на очевидные плюсы, предприниматели не стремятся вступать в палату – количество объектов малого и среднего бизнеса в Москве растет, а число участников гильдий и комитетов МТПП с годами практически не меняется. Почему?
– Увеличение количества членов МТПП – это прекрасно, но это не самоцель. Главное – создание условий для успешной работы предпринимателей. В бизнес-среде постоянно происходит ротация: кто-то уходит с рынка, другие приходят. Кроме нашей палаты в столице много других общественных организаций, объединяющих предпринимателей. Мы выгодно отличаемся, поскольку действуем на основании законов – федерального и регионального – о работе торгово-промышленной палаты. У нас нет задачи переманить членов у других общественных организаций, мы работаем вместе на благо всех предпринимателей. Ежедневно в наших стенах проходят круглые столы, встречи, заседания различных гильдий и комитетов МТПП – людям интересны темы этих мероприятий. Мы должны быть интересными, тогда к нам придут люди.
– Вы возглавляете МТПП два года, на посту с мая 2017 года. Как изменилась палата за это время?
– На протяжении многих лет я участвовал в работе МТПП – как депутат, как председатель Мосгордумы, я был членом правления МТПП, вице-президентом – делал все, чтобы условия для развития бизнеса в городе улучшились. Когда я стал президентом МТПП, количество комитетов и гильдий увеличилось. Я четко понимаю, что люди приходят к нам с проблемами и для их решения нужны новые структуры, соответствующие. Поэтому в МТПП за последние два года появились: комитет по корпоративной социальной ответственности, комитет по развитию инвестиционной среды для бизнеса, гильдия цифровой экономики и блокчейн-технологий и другие актуальные структуры. Не все коллеги одобрили такой подход, говорили «зачем создавать что‑то новое, когда все и так отлаженно работает…» Считаю, что если люди приходят, то надо их выслушать. И если ответим «не надо нового, старого хватает», они уйдут. Найдут другое место, где реализуют свои инициативы, а мы потеряем активных людей.
– Изначально члены МТПП объединялись в профессиональные сообщества по двум направлениям: гильдии создавались по отраслевому признаку, а комитеты – для решения проблем ведения бизнеса. Со временем все изменилось – в гильдиях тоже решают проблемы, а комитеты формируются по отраслям. Не пора ли пересмотреть принципы объединения московских предпринимателей в профессиональные союзы?
– Структура досталась в наследство. Гильдии первыми появились в МТПП, они объединяли предпринимателей по профессиям. Потом появились комиссии, связанные с зарубежной деятельностью палаты. А комитеты создавались для того, чтобы решать проблемы, касающиеся нескольких профессий. Гильдия – это вечная история, а комитеты выполняют определенные задачи. Со временем многое изменилось. Шесть лет назад создали комитет по проблемам такси в городе, а сейчас эти проблемы в основном решены, рынок такси работает четко, для этого созданы все условия. И сегодня работа этого комитета больше похожа на работу гильдии. Можно и переименовать, но ведь это не самое главное.
– Раз уж затронули эту тему: официальное название гильдии такси – Комитет по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом – сразу и не выговоришь. И такая ситуация со многими структурами МТПП. Может, и правда заняться переименованием, чтобы людям удобней было?
– Обещаю, что со временем названия комитетов мы обязательно упростим. Главное, чтобы эти объединения эффективно работали. А то, как они называются, это вторично.
– Гильдия такси создавалась при вашем непосредственном участии и достигла огромных успехов: благодаря ей полностью перестроена работа столичных таксопарков. И как результат крупнейший агрегатор – компания Яндекс. Такси – стала действующим членом МТПП. Получается, чтобы гильдии МТПП работали плодотворно, ими должен заниматься лично президент палаты?
– Нет, конечно! Не я придумал МТПП как платформу для объединения предпринимателей, она создана в 1991 году. Это не моя личная заслуга, а политика государства, городских властей, пришло время предпринимателям объединиться, и они это сделали. Другое дело, что тема такси действительно стала уникальной для нашего мегаполиса. С приватизацией многочисленных таксопарков машины раздали водителям, и для города таксисты были потеряны, их начали называть «бомбилами». Наша первоначальная попытка принять первый закон «О такси» в Москве не увенчалась успехом, стало понятно, что необходимо менять федеральное законодательство. Работая над этой сложной темой, мы неоднократно приглашали в МТПП всех участников процесса, мы сумели договориться – на благо города и граждан.
– А какие еще сферы бизнеса под особым вниманием МТПП?
– В последнее время немало сделано для развития промышленности. Вопреки расхожему мнению, промышленные предприятия начали закрываться не после перестройки. С 1971 по 1985 год из Москвы вывели или ликвидировали около 200 предприятий разного масштаба и направленности. Их территории стали использовать для строительства жилья, для развития инфраструктуры. В 1990‑е годы Москва потеряла много предприятий, в первую очередь – федеральных. Но сейчас городские власти нацелены на активное развитие промышленности, что подкреплено рядом городских законов и программ. По ним общее снижение региональной налоговой нагрузки для московских производителей достигает в некоторых случаях 25 процентов!
Разработан пакет документов, направленный на создание высокоточной, экологически чистой промышленности. Все основания для этого есть: территории бывших предприятий отдаются под технопарки, которые стали реальными площадками для развития инновационного производства, стартапов в Москве.
– Под «промышленностью» обычно имеются в виду огромные предприятия, индустриальные гиганты. А МТПП – она для какого бизнеса работает: малого, среднего, крупного? На какие объемы ориентируетесь?
– Предпринимательство универсально. Проблемы у бизнесменов одинаковые, вне зависимости от размера бизнеса, потому и принципы помощи предпринимателям одни и те же. Приход крупных холдингов в палату – это, безусловно, повод для гордости, но и самого мелкого предпринимателя мы примем, выслушаем и постараемся ему помочь. Самое главное – это люди. От них зависит все: и тренды, и перспективы, и инициативы, и вообще прогресс.
Источник: Газета «Малый бизнес»