ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ТАКСИ И ГОРОДСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

 

НОВОСТИ

В России может появиться "цифровой Юрьев день"

23 Апреля 2021

Чтобы цифровые гиганты не привязывали к себе пользователей на веки вечные, их нужно заставить делиться клиентскими данными с другими платформами — по требованию самого клиента, разумеется. А ещё россиянам нужно дать «право на забвение» в приложениях, через которые они оплачивают счета, заказывают еду и такси, покупают одежду или слушают музыку. Эти и другие предложения содержатся в докладе Центробанка. Свой вариант подобного регулирования сейчас готовит и Правительство. Что такое цифровые экосистемы и как законодательно сбалансировать интересы бизнеса и общества, разбиралась «Парламентская газета».


Жизнь в одном окне

Сегодняшний потребительский тренд — удовлетворить максимум потребностей при минимальных усилиях, «в один клик», «в одном окне». Бизнес хочет выжать из клиента побольше денег, и чтобы он не ушёл к конкурентам, стремится исполнить любые его желания. Как в кафе, где бармен не только варит кофе, но ещё даёт газету, чистит пальто, записывает на приём к стоматологу и вызывает такси до дома. В электронной коммерции это и есть цифровая экосистема. Мы с ними уже давно знакомы — это Яндекс и Google, Сбер и Тинькофф, Авито и Amazon и прочие разросшиеся платформы, где предлагают комплекс услуг и товаров. Бывают экосистемы поменьше, например, в сфере недвижимости это будет сайт, где можно не только найти подходящую квартиру, но ещё оформить ипотеку, страховку и заказать бригаду отделочников.

В своём докладе Центральный банк описал перспективы развития цифровых экосистем и возможные риски для потребителей и бизнеса, а также рецепты, как их избежать. Цель документа — пригласить бизнес-сообщество к дискуссии, чтобы затем сформулировать концепцию регулирования этой сферы. Кстати, этим занят не только Центробанк: свою концепцию сейчас готовит и Правительство, сообщал «Коммерсант». По данным издания, ещё в марте рабочую версию документа направили IT-ассоциациям для подготовки замечаний. 


За удобство платим свободой

По мнению Центробанка, нынешняя нерегулируемая ситуация «бросает вызов конкурентной среде, ставит производителя в зависимость от правил и тарифов экосистем, привязывает к себе потребителя и зачастую определяет его модель потребления». Если своевременно не установить правила, то накопятся риски, решать которые уже придётся радикальными и болезненными мерами, предупредил регулятор.

В ЦБ уверены, что одним из ключевых для государства должен стать вопрос управления данными: чем больше компания знает о клиенте, тем больше она может ему продать. Сервисы изучают поведение и предпочтения потребителя, предсказывают его желания, предлагают персонализированный комплекс услуг. Человек быстро привыкает к одному услужливому и предупредительному приложению и уже не хочет переключаться на другие: мешает привычка, плюс переход на другой сервис вызывает неудобства — нужно осваиваться в новом интерфейсе, заново указывать свои данные, изучать новые правила.

В итоге, считают в ЦБ, у потребителя сужается выбор, ведь он берёт только то, что предлагает привычная платформа, а компании за пределами экосистемы и новые игроки не могут к нему пробиться. Значит, задача государства — упростить переход пользователей с платформы на платформу, устроить «цифровой юрьев день».

Центробанк предлагает для этого ввести требование, чтобы доминирующие на рынке экосистемы имели только открытые программные интерфейсы, позволяющие пользователям легко менять электронные сервисы. Должен действовать принцип «данные о клиенте принадлежат клиенту»: чтобы платформы по требованию потребителя передавали все его клиентские данные другим участникам рынка или удаляли их из своих баз (так называемое право на забвение).

«Многие сервисы уже взаимосвязаны, и не только внутри одной экосистемы, но и по соглашению друг с другом, — сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский. — Мы всё реже заново заполняем всякие регистрационные карты. Какие-то платформы позволяют войти с помощью социальной сети, например».

Поэтому он считает, что важнее сосредоточиться на возможности пользователей удалить с платформы свои персональные данные. И именно этим озадачены законодатели в первую очередь, подчеркнул он. «Недавно принятые законы уже позволяют разбить как минимум на две категории информацию, которую мы позволяем или запрещаем распространять. Поэтому Центробанк в этой части прав», — добавил депутат.

Что же касается истории просмотров и покупок или других данных, на основе которых компании создают контекстную рекламу, — то эта информация не относится к персональной, отметил Боярский. Так что и требовать удаления своего потребительского профиля люди вряд ли смогут.

«Данные о том, что вы просматриваете, все сервисы сегодня собирают без вашего участия. Наверное, когда-нибудь мы дойдём до регулирования и этих процессов», — допустил он.


Угроза лояльности и другие риски

Ещё ЦБ беспокоят программы лояльности с баллами, которые можно тратить на покупки внутри цифровой экосистемы. Это не только сильнее привязывает потребителя к платформе, но при определённых условиях такие баллы могут стать денежными суррогатами — а это уже угроза рублю. Кроме того, приложения могут называть разным покупателям разные цены на один и тот же товар, о чём они даже не всегда знают.

Ещё один крупный риск — монополизация разных сегментов рынка крупными игроками. Негативных последствий много, в том числе неравная конкуренция, уход с рынка нишевого бизнеса, навязывание своих условий пользователям. Поэтому Центробанк предложил установить критерии для доминирующих цифровых экосистем, чтобы Федеральная антимонопольная служба ограничивала рост этих «доминант» и согласовывала все их сделки по слиянию.

Судя по всему, Центральный Банк вообще беспокоит, что коммерческие банки выстраивают вокруг себя экосистемы и пытаются называться цифровыми. И регулятор пытается намекнуть, что раньше это называлось непрофильными активами, сказал «Парламентской газете» глава фонда развития цифровой экономики Герман Клименко.

«Я 25 лет проработал в банковском бизнесе. За то, что сейчас делает Сбер, 20 лет назад лишали лицензии, потому что считалось, что нельзя рисковать деньгами вкладчиков на усмотрение банка. Банк должен заплатить дивиденды и убедить партнёров перенести их в фонд», — резюмировал он.


Источник: pnp.ru