Участники рынка предупредили о проблемах в работе такси после 1 сентября
Общероссийское объединение пассажиров предупредило, что с 1 сентября пользователи такси могут столкнуться с дефицитом перевозчиков. Причина — новые требования закона: специальных реестров таксистов пока нет нигде, кроме Москвы.
Общероссийское объединение пассажиров просит власти перенести на год, до 1 сентября 2024-го, вступление в силу части поправок в так называемый закон о такси. Это следует из письма председатель объединения, члена Общественной палаты Ильи Зотова первому зампреду Совфеда, секретарю генсовета «Единой России» Андрею Турчаку (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердил отправитель).
Закон о такси был принят в прошлом году. Он предполагает создание в каждом регионе трех реестров — служб заказа такси, перевозчиков и легковых такси. Собирать и обрабатывать сведения из региональных реестров будет федеральная государственная информационная система легковых такси. Оператором должен стать Минтранс.
Поправки также установили требования к водителю: для работы тот должен заключить официальный трудовой договор с перевозчиком. Если у водителя есть непогашенная судимость и более трех неоплаченных административных штрафов, работать таксистом он не сможет. Регионы также получили возможность устанавливать требования к цветовой гамме и экологическому классу автомобиля. Службы заказа легкового такси будут обязаны предоставить ФСБ доступ к базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов.
Как подчеркивает в своем письме Зотов, региональные реестры до сих пор не созданы из-за отсутствия средств в местных бюджетах, а также технической базы. По его словам, поскольку с 1 сентября агрегаторы не смогут передавать заказы водителям, не включенным в реестры, получится, что пассажир не сможет вызвать такси. «Единственный региональный реестр КИС «АРТ» запущен в прошлом году и успешно работает только в Москве. Создание подобных систем в других регионах до 1 сентября 2023 года не представляется возможным из-за неготовности технической документации и отсутствия ее согласования с ведомствами (ФСБ, ФСТЭК), проведения торгов и запуска», — подчеркнул Зотов.
Кроме того, по его словам, не введена в эксплуатацию государственная информсистема легковых такси, а само ее использование во всех регионах технически невозможно. По данным контракта на создание системы, ее возможности позволят за один год обрабатывать только 50 тыс. записей о перевозчиках, в то время как на конец 2021 года в России числилось более 400 тыс. выданных разрешений, отметил Зотов.
Общероссийское объединение пассажиров просит также перенести на 1 января 2027 года еще ряд положений поправок:
- предприниматель — владелец легковых такси обязан проходить техобслуживание в сроки, предусмотренные документацией завода-изготовителя, поскольку сейчас существуют проблемы с поставками запчастей;
- цветовое оформление такси должно быть в соответствии с требованиями региона, так как это не влияет на комфорт и безопасность поездки, но создает дополнительную нагрузку на бизнес в непростых экономических условиях;
- положения о недопуске тех водителей, кто не прошел аттестацию на знание местности, и тех, у кого более трех неоплаченных штрафов за нарушения правил дорожного движения;
- обязанность предпринимателя регистрироваться в России и открывать филиал на территории региона, если количество машин в нем превышает 4 тыс. в сутки.
В аппарате Турчака перенаправили вопросы в Минтранс. В министерстве на момент публикации на запрос РБК не ответили.
Угрожают ли поправки работе такси
Представитель агрегатора «Максим» сказал, что в компании не видели письма Общероссийского объединения пассажиров, однако подтвердил, что сейчас фактически отсутствует инфраструктура для исполнения требований закона. По его словам, машиночитаемые реестры выданных разрешений не созданы почти нигде. «Насколько нам известно, такие реестровые системы пока отсутствуют у региональных уполномоченных органов. Соответственно, до их появления службы заказа такси не смогут проверить водителей и открыть им доступ к заказам», — указал представитель агрегатора, отметив, что в компании поддерживают любые инициативы по отсрочке вступления в силу специальных требований к самозанятым перевозчикам до обеспечения их исполнимости или переосмысления. Он также подчеркнул, что услуга легкового такси в России, за исключением Московской агломерации, на 99% оказывается самозанятыми перевозчиками на личных автомобилях.
При этом представитель «Максима» называет заведомо невыполнимыми для самозанятых перевозчиков требования по ОСАГО, предрейсовым и послерейсовым медосмотрам, а также по предрейсовым техосмотрам. Он указал, что стоимость специальной страховки, без которой может быть приостановлено и аннулировано разрешение на перевозку, превышает заработок самозанятого перевозчика за два-три месяца. Например, в Казани это от 80 тыс. до 120 тыс. руб., в Екатеринбурге — от 70 тыс. до 90 тыс. руб. «И даже несмотря на такую высокую стоимость, страховые компании под различными предлогами зачастую отказывают в страховании автомобилей такси», — говорит представитель «Максима». В Екатеринбурге, Уфе, Туле, Иркутске, Липецке и других областных центрах услуги по проведению предрейсового медицинского осмотра физлицам предоставляют от пяти до девяти медучреждений. При этом каждое может провести не более 50 осмотров в день, тогда как даже в небольших городах ежедневно на смену выходят от 3 тыс. до 5 тыс. водителей. «Очередь на прохождение медосмотра займет несколько дней! Ни одно из этих медучреждений не работает в круглосуточном режиме, а ведь большая часть водителей выходит на смену поздно вечером или рано утром. В небольших городах пункты предрейсового медосмотра вообще отсутствуют», — настаивает он. Аналогичная ситуация сложилась с пунктами контроля технического состояния автомобилей для легкового такси, дополнил представитель «Максима».
Представитель УК People & People (владеет сервисом такси «Ситимобил», а также «Грузовичкоф» и «Таксовичкоф») считает, что «совсем без такси пользователи сервисов не останутся», но допускает, что в регионах могут возникнуть «определенные трудности с ведением и своевременным обновлением реестров легальных перевозчиков» и ситуация с такси там может стать хуже. «Больше всего сложностей возникнет в регионах с наименьшей цифровизацией. Не стоит забывать, что в некоторых отдаленных населенных пунктах есть проблемы со стабильностью интернета, что может создать трудности при проверке данных онлайн. Также возникает вопрос к срокам и возможности приведения реестров к единому формату по всей стране», — рассуждает представитель УК. Он также солидарен с опасениями по большинству пунктов закона, которые Общероссийское объединение пассажиров попросило перенести на 2027 год. «Реализация пунктов о цвете автомобиля сделает процесс подключения новых автомобилей к службам такси дороже. Особенно сильно ощутят это самозанятые перевозчики и индивидуальные предприниматели», — пояснил он. Представитель People & People также напомнил, что автомобили, произведенные в России после февраля прошлого года, официально разрешено использовать без распространения на них требований к экологическому классу. Наконец, беспокойство вызывают «непонятные критерии и механика аттестации водителей, нереализованная повсеместная синхронизация с базами ГИБДД для проверки штрафов».
Представитель «Яндекс.Такси» отказался от комментариев.
Источник: www.rbc.ru
Фото: www.rbc.ru, Андрей Любимов / РБК