Рейд в поисках нелегальных таксистов в республике Беларусь
Известный в Бресте ресторан. Двое мужчин открывают приложение по поиску такси, выбирают минивэн. На заказ отзывается водитель Fiat Uliss. Вскоре машина подъезжает к парковке — по ней нельзя определить, что это такси, никаких опознавательных знаков нет. Вначале автомобилист останавливается у входа в ресторан. После паркует минивэн в противоположном конце стоянки. В момент, когда заказчики подходят к Fiat, водитель резко срывается с места и с визгом шин уезжает. Что происходит? На самом деле все просто: таксист — нелегал, а заказчики — сотрудники налоговой.
Что спугнуло водителя Fiat?
Почему минивэн уехал? Вариантов много. Возможно, он просто узнал сотрудников Инспекции МНС — те говорят, что автомобилист уже попадал в их поле зрения. Еще один вариант — нелегал был настороже из-за недавних проверок и готовился рвануть при малейшем подозрении.
Как бы то ни было, совместный рейд ИМНС и Транспортной инспекции в Бресте с первых минут показал, что проблема с нелегальными таксистами действительно актуальна в регионах.
Срез рынка
В стране сложилась неординарная ситуация. После прихода на рынок Uber было изменено законодательство, в законе об автоперевозках появилось понятие «электронная информационная система». Еще один шаг — так называемая либерализация: с марта 2018 года таксистам разрешили работать без обязательного получения лицензии, желтых номеров. Чуть ли не основным способом вызова такси стали мобильные приложения. Среди них, как заявляют транспортники, далеко не все готовы работать легально в сложившихся условиях. Яркий пример: водителю для подключения к базе данных приложения (получения вызовов) нужно зарегистрироваться в компании. Одни требуют при регистрации документы, подтверждающие легальность перевозок (свидетельство о регистрации ИП или о сотрудничестве с транспортной компанией), другие — нет.
То есть раньше нелегалам приходилось стоять у вокзалов в ожидании клиента, который клюнет. Сейчас же им достаточно подключиться к приложению и принимать заказы наряду с законными таксистами. Надо только знать, к какому именно. Так, например, любой человек с автомобилем может в свободное от основной работы время подрабатывать извозом. Для госрегулятора это проблема.
«Во-первых, они не имеют страховки пассажиров. В случае ДТП клиентам придется добиваться выплат через суд, — перечисляют претензии в Транспортной инспекции. — Во-вторых, такие машины за три года эксплуатации выкатывают ресурс, их техсостояние вызывает вопросы. Потому такси проходят техосмотр дважды в год, а нарушители — хорошо если один раз в год. В-третьих, подобный извоз ничем не регулируется. С позиции налоговых органов это незаконная предпринимательская деятельность. Поэтому нередко проводятся совместные рейды двух инспекций. Например, в сентябре только за одну неделю и только в Бресте под арест попало три автомобиля нелегалов. Такую меру применяют лишь в случае систематических нарушений».
Почему мы говорим о регионах? Просто в областях известным Uber и «Яндекс.Такси» составляют конкуренцию другие сервисы — например, Maxim и 7220. Порой среди подключенных водителей можно встретить и нелегалов. Брестская Транспортная инспекция приравнивает к ним и тех, кто занимается арендой авто с водителем.
Подробнее читайте по ссылке.