Какие регуляторные изменения нужны для внедрения передовых технологий
Компании, вошедшие в цифровые «песочницы», подготовили для правительства точечные изменения в законодательство. Коррективы позволят рынку в течение трех лет запустить ряд значимых для государства социальных проектов. В число инициатив входят организация системы доставки товаров грузовыми дронами на удаленные территории, закрепление права врачей ставить диагнозы при проведении телемедицинских консультаций и др. Власти обещают снять законодательные ограничения, но напоминают, что эксперименты должны проводиться без участия бюджетных средств.
ИНИЦИАТИВЫ С РАБОЧИМИ БИЗНЕС-МОДЕЛЯМИ
Предложения бизнеса вошли в так называемый законопроект-спутник. Он дополняет основной, вступивший в силу в январе 2021 года, документ о деятельности регуляторных «песочниц». Уточняющий нормативный акт должен запустить создание таких экспериментальных правовых режимов (ЭПР) в стране. Госдума приняла его в первом чтении 12 мая.
Заместитель министра экономического развития РФ Владислав Федулов на пресс-конференции в ТАСС уточнил, что
СЕРЬЕЗНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ К ЗАКОНОПРОЕКТУ-СПУТНИКУ ПО РЕГУЛЯТОРНЫМ «ПЕСОЧНИЦАМ» У ДЕПУТАТОВ НЕ БЫЛО, ПОСКОЛЬКУ РЯД ПРОТИВОРЕЧИЙ БЫЛ УСТРАНЕН В ХОДЕ КОНСУЛЬТАЦИЙ
В 2021 году планируется запустить семь проектов в рамках ЭПР, а именно:
1. Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (ПАО «МТС»).
2. Дистанционное заключение договоров об оказании услуг связи с использованием биометрических технологий (ПАО «МТС»).
3. Сервис перевозок с использованием дронов, обеспечивающих доставку широкого спектра грузов от 0,1 до 500 кг (Фонд перспективных исследований, ФПИ).
4. Коммерческое использование беспилотного наземного транспорта транспорта – высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) (ООО «Яндекс» и ООО «Яндекс Беспилотные Технологии»).
5. Внедрение систем поддержки принятия врачебных решений, использующих технологии искусственного интеллекта (ассоциация «Национальная база медицинских знаний»).
6. Сервис для малого и среднего бизнеса по подбору оптимальных сфер и мест деятельности на базе больших данных («Ассоциация больших данных»).
7. Исследования рутинной клинической практики на основе обезличенных данных из электронных медицинских карт (ООО «Дата матрикс»).
В.Федулов напомнил, что первые претенденты на создание «песочниц» прошли жесткий отбор для соответствия критериям.
Владислав Федулов, Минэкономразвития:
– Компании формулировали инициативы не только на бумаге, но и имели их технологическое воплощение с рабочими бизнес-моделями. ЭПР не финансируются государством, поэтому проекты будут реализованы без участия бюджетных средств, а значит, бизнес должен располагать инвестициями.
Отвечая на вопрос RSpectr, В. Федулов отметил, что
СРОК ВНЕДРЕНИЯ КАЖДОЙ ЦИФРОВОЙ «ПЕСОЧНИЦЫ» ОТ ИНИЦИАЦИИ ДО ЗАПУСКА СОСТАВЛЯЕТ 85 ДНЕЙ
Внеочередным ЭПР стал столичный проект в сфере применения технологий искусственного интеллекта. Он тестировался в Москве в течение года, напомнил заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко. По его словам, данный опыт интересен зарубежным партнерам, и эксперимент в 2021 году будет продолжен и расширен.
УПРОСТИТЬ СЕРТИФИКАЦИЮ ДРОНОВ
Заявку на введение экспериментальных правовых режимов в Минтранс и Минэкономразвития (ведомство будет вести Реестр ЭПР) до 14 мая направит Томская область. Об этом сообщил заместитель губернатора региона Андрей Антонов.
Проект по доставке грузов беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) «Тайга» реализуется совместно с ФПИ с 2018 года.
Андрей Антонов, Томская область:
– Определены 24 востребованных маршрута, которые актуальны для сельского хозяйства и транспортной логистики – в интересах как многочисленных нефтедобывающих компаний, так и граждан. В ходе эксперимента будет построено семь базовых эксплуатационных центров со взлетно-посадочной инфраструктурой и техобслуживанием БПЛА.
Эти центры станут интегрированными площадками, куда с грузами смогут прилетать пилотируемые воздушные суда, далее будет производиться доставка дронами на локальные территории. Такой гибридный подход поможет снизить стоимость сервиса более чем в три раза, рассказал вице-губернатор.
Цена услуги важна, но не является определяющей в развитии рынка. Порой дроны становятся незаменимыми. А.Антонов отметил, что в период пандемии из-за плохих погодных условий медицинские анализы можно экстренно отправить в лабораторию зачастую только с помощью беспилотника.
Еще пять-шесть лет назад российские разработки в области БПЛА находились на одном уровне с международными. Сейчас в развитии технологии происходит некое «пробуксовывание», что во многом связано с нормативными барьерами, констатировал руководитель Сибирского центра ФПИ Владислав Сычков.
Эксперты ФПИ определили два ключевых ограничения. Первое связано с легитимностью использования крупноразмерных беспилотников массой свыше 30 килограммов.
Владимир Сычков, Фонд перспективных исследований:
– Стандартный вес востребованного груза в промышленном комплексе и сельском хозяйстве варьируется от 50 кг до 1,5 тонны. Сегодня ни у одного БПЛА, который весит более 30 кг, нет документа летной годности. Это объясняется дороговизной и сложностью процедуры сертификации. Она практически одинакова для Boeing 737 и небольшого дрона.
Второй барьер связан с эффективностью использования воздушного пространства. В.Сычков констатировал, что
ЗАЯВКА НА ПОЛЕТ НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА ТРОЕ СУТОК НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ОПЕРАТИВНО ПРИМЕНЯТЬ БПЛА
Таким образом, действующая норма исключает возможность создания эффективного сервиса, а также реагирования в экстренных ситуациях. При введении ЭПР предлагается сократить время для получения разрешения на вылет до одних суток, а лучше до нескольких часов.
Участникам эксперимента также необходимо платформенное решение, на базе которого будет организовано их взаимодействие. Такой интеллектуальной системой станет проект ФПИ «Купол».
АВТОНОМНЫЙ ТРАНСПОРТ – В МАССЫ
«Яндекс» не мог не стать регуляторной «песочницей», поскольку является лидером не только в отечественных инновациях, но и в глобальных. Компания входит в число восьми игроков, которые запустили постоянно функционирующий сервис в сегменте самоуправляемых авто. Другие пять кейсов работают в Китае, два в США. Всего технологии автономного транспорта тестируют более ста представителей мирового рынка.
По словам директора по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса» Артема Фокина, роботакси в Иннополисе, запущенное летом 2018 года, уже совершило более 16 тыс. поездок с пассажирами без водителя.
БЕСПИЛОТНЫЙ ФЛОТ «ЯНДЕКСА» ВКЛЮЧАЕТ БОЛЕЕ 170 АВТОМОБИЛЕЙ, КОТОРЫЕ ПРОЕХАЛИ ПО ДОРОГАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНЫХ СТРАН БОЛЕЕ 12 МЛН КМ
Число пройденных километров – одна из значимых метрик, по этому показателю российская компания занимает вторую позицию в мире среди разработчиков беспилотников.
Напомним, что коммерческие испытания транспортных средств в автономном режиме без подстраховки человека (соответствует пятому уровню по классификации Ассоциации автомобильных инженеров (SAE). – Прим. RSpectr.) в России постоянно переносятся из-за неготовности дорожной инфраструктуры и недостаточной нормативно-правой базы.
С точки зрения текущего законодательства, в России не может быть полностью беспилотного автомобиля, потому что за ходом самоуправляемой машины должен следить водитель, подтвердил В.Федулов.
А.Фокин объяснил, что без испытаний, в ходе которых появляются новые данные, невозможно совершенствовать технологию.
Артем Фокин, «Яндекс»:
– В рамках ЭПР мы рассчитываем, что нам будет позволено внедрять полностью автономные сервисы и подготовить беспилотники к массовому использованию. Задачи регулятора, заинтересованного в безопасности на дорогах, и наши, как разработчика, совпадают. 90% аварий происходят из-за человеческого фактора.
КАК РАЗВИТЬ ТЕЛЕМЕДИЦИНУ
Важно, что одной из цифровых «песочниц» станет организация полноценных телемедицинских (ТМ) консультаций. Потребность в дистанционном общении врачей и пациентов обострилась в период пандемии. В «МЕДСИ» объем запросов на удаленную помощь вырос в 14 раз, что оказалось серьезным вызовом, сообщил директор по цифровой трансформации сети клиник Александр Пилипчук.
Эксперт напомнил, что ТМ попала в правовое поле в 2018 году, но закон сформулирован так, что есть ограничения – они касаются как пациентов, так и учреждений. Нормы, в частности, не позволяют считать услугу онлайн-помощи медицинской, скорее она является информационной.
Александр Пилипчук, «МЕДСИ»:
– В рамках ЭПР мы заявили о проекте, который стремится снять или ослабить барьеры. Это прежде всего возможность постановки диагноза удаленно, без чего медицинская услуга не может быть полноценной. Мы не разделяем ситуации, когда доктор находится на приеме в клинике и если он консультирует в интернете. Везде специалист принимает решение, опираясь на знания и руководствуясь нормативными документами.
Необходимо также устранить барьер для врачей, которые при ТМ-консультациях должны находиться в специализированных кабинетах по профилю болезни. По мнению экспертов, это некорректное требование.
Есть и другие ограничения, которые предполагается минимизировать при ЭПР. Они касаются:
– коррекции лечения хронических больных, назначенного другим врачом;
– вопросов идентификации пациентов и подписания ими добровольного согласия на услуги.
Сегодня без обращения к единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) использование ТМ фактически невозможно. Разработчики ЭПР предлагают признать допустимым любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Например, при помощи оператора мобильной связи или идентификатора, присвоенного медицинской организацией при заблаговременном очном ее посещении, говорится в упомянутом законопроекте-спутнике.
По словам А.Пилипчука,
У ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ В РОССИИ БОЛЬШОЙ ПОТЕНЦИАЛ – ДО 20% ВСЕХ ПРИЕМОВ МОГУТ БЫТЬ ПОЛНОЦЕННО ПРОВЕДЕНЫ ДИСТАНЦИОННО
Развитие сегмента принесет отрасли только положительные перемены: увеличит доступность помощи, снизит стоимость услуг, равномерно распределит нагрузку на клиники.
Источник: rspectr.com