Столичный сервис премиум-такси нарушил требования введённого в городе режима повышенной готовности
В конце мая прокуратура Москвы заявила о нарушении требований введённого в городе режима повышенной готовности столичным сервисом премиум-такси. И хотя название компании не упоминалось, было понятно, что речь идёт о компании Wheely. «База» изучила конфликт бизнесмена и столичной мэрии.
Запрет на перевозки пассажиров в машинах премиум-класса был введён в столице практически одновременно с режимом самоизоляции. Приказ, запрещающий работу сервисов перевозки пассажиров по заказу, если у них нет лицензии легкового такси, был подписан мэром 10 апреля. Под него подпали все агрегаторы: «Яндекс.Такси» было вынуждено заблокировать для пользователей тарифы «Бизнес», «Премьер» и «Элит», «Ситимобил» убрал возможность заказа такси по тарифу «Бизнес». «Чёрные такси бизнес-класса, а также минивены работают по договорам фрахтования. Новые предписания мэрии не учитывают этот класс таксоперевозок», — объясняли перевозчики.
По агрегаторам, работающим во всех сегментах, отмена дорогих тарифов ударила не так сильно, как по тем, кто специализируется лишь на авто премиум-класса. Для них единственным доступным способом продолжить работу стал сервис «Личный помощник». Одним из первых недовольство решением мэрии публично озвучил глава компании Wheely Антон Чиркунов, фирма которого специализируется исключительно на перевозках премиум-класса.
Для того чтобы в мэрии его услышали, он не пожалел денег и выкупил полосу в «Коммерсанте»: в размещённом «на правах рекламы» обращении к мэру Москвы Чиркунов попросил Сергея Собянина отменить запрет на работу такси бизнес-класса. «Я прошу вас оценить ситуацию объективно и отменить запрет, потому что он не учитывает специфику работы премиальных сервисов, лишает водителей заработка, а пассажиров — безопасного и надёжного способа передвижения по городу, а также ставит в неравные и неконкурентные условия компании на рынке», — писал в обращении Чиркунов, правда, не поясняя, в чём заключаются неконкурентные условия, учитывая, что запрет перевозок премиум-класса касается всех участников рынка.
Чиновники мэрии тут же пошли навстречу, заявив, что разработали условия для возвращения к работе в период режима изоляции премиальных и люксовых такси. По словам заммэра столицы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимира Ефимова, эти условия схожи с теми, что предъявляются к такси эконом-класса, которые обязаны передавать в навигационную систему Москвы данные о водителях и маршрутах поездок. «Такие требования адаптированы к перевозчикам и не касаются цвета автомобиля, они уже подготовлены, при условии их выполнения эти сервисы смогут вернуться к работе», — сообщил заммэра. Уже 7 мая появился указ мэра, который разрешил перевозки премиум-класса при условии передачи данных в Единую региональную навигационно-информационную систему (ЕРНИС) Москвы. А сразу после него бизнес-класс стал доступен клиентам «Яндекс.Такси», Gett и «Ситимобил».
А вот сервис Wheely, владелец и глава которого так яростно добивался разрешения на работу такси премиум-класса, неожиданно отказался от возобновления перевозок.
«Мы не камикадзе»
В обращении, размещённом на сайте компании, Антон Чиркунов заявил, что причина отказа от исполнения указа — необходимость передачи данных в Единую региональную навигационно-информационную систему Москвы (ЕРНИС).
«По сути дела, это „режим бога“ для департамента транспорта. Система, которая в реальном времени показывает местоположение всех городских служб: скорой помощи, муниципального транспорта, ЖКХ, транспортировщиков опасных грузов и т. п. С 2017 года в ЕРНИС передаются и данные служб такси — с телефонов водителей», — пишет Чиркунов.
Своё нежелание предоставлять данные в ЕРНИС он объясняет заботой о пассажирах: «Эти данные дают возможность постоянно следить за любым водителем и косвенно — за пассажиром. Если известен адрес пассажира — а это может быть и адвокат, и журналист, и политик, — то не составляет труда отследить все поездки из этой точки и установить, когда и куда он поехал, с кем встречался».
14 мая компания объявляет о возобновлении работы в Москве и Московской области. «При этом наша позиция о передаче данных не изменилась: Wheely по-прежнему считает это требование незаконным и не передаёт геолокацию или другие данные пассажиров и водителей», — сообщается на сайте. Заявление не осталось без внимания: в конце мая Мещанская межрайонная прокуратура признала деятельность Wheely нарушающей требования законодательства и внесла компании представление о незамедлительном устранении нарушений. В ответ руководство Wheely заявило, что обжаловало решение прокуратуры Москвы.
Стоит отметить, что представители Wheely почти в каждом комментарии акцентируют внимание на том, что не будут «предоставлять данные пассажиров в ЕРНИС». Вот только никто их и не требует.
«Информация о пассажирах такси не запрашивается и не передаётся — ни сейчас, ни ранее. Мы крайне серьёзно относимся к конфиденциальности пассажиров и их поездок», — заявили «Базе» в пресс-службе Дептранса и подтвердили представители агрегаторов. Объясняя необходимость сбора данных, в мэрии поясняют: «Каждому пассажиру важно, что водитель, которому он доверяет свою жизнь, имеет действующее водительское удостоверение, не находится в розыске, соблюдает правила дорожного движения и прошёл медицинский контроль. Запрашиваемые данные позволяют контролировать именно это».
Какие данные в реальности запрашивает Дептранс? «В ЕРНИС передаются а) треки со всех своих автомобилей в режиме онлайн и б) данные о тех, кто управляет транспортным средством», — объяснили нам в Дептрансе.
Как утверждают в мэрии, требование по передаче данных уже выполнили все ведущие компании: «Яндекс.Такси», «Ситимобил», Gett и другие. В самих агрегаторах это подтвердили, отметив, что, передавая эти сведения, они никак не раскрывают персональные данные клиентов.
«Набор данных включает идентификатор водителя в системе, номер автомобиля, статус (свободен или на заказе) и, периодически, координаты местоположения машины. Вся эта информация передаётся только по зашифрованным каналам и не содержит персональных данных пассажиров», — рассказывает представитель одного из агрегаторов.
«Для возобновления работы этого класса автомобилей в государственную информационную систему ЕРНИС должны передаваться сведения о ТС. Информация о пассажирах не запрашивается и не передаётся», — говорит другой.
По мнению участников рынка, никаких серьёзных аргументов против передачи данных в систему Дептранса у Wheely не было.
Источник: baza.io